Без этих людей душно в любом коллективе, без них в тяжелой ситуации еще тяжелее, а солнечные дни блекло тянутся в закат. Умелый рассказчик донесет и юмор анекдота, и переживание драмы, и мудрость притчи…
Без этих людей душно в любом коллективе, без них в тяжелой ситуации еще тяжелее, а солнечные дни блекло тянутся в закат. Умелый рассказчик донесет и юмор анекдота, и переживание драмы, и мудрость притчи.
Три струны
Кто-то сказал, что все талантливые люди талантливы по-своему. Многие вещи, которые ранее считались возможными только одаренным, ныне доступны многим, даже весьма заурядным людям. Время раскрывает секреты мастерства, постепенно превращая то, что ранее считалось искусством, в ремесло.
Не минуло сие и искусство рассказчика. Обладая всего несколькими секретами, можно держать публику в напряжении внимания, играя ее эмоциями, как котятами.
Возможно, это прозвучит странно, но у слушателей (или зрителей) всего три струны, на которых искусный рассказчик может набирать самые невероятные аккорды настроения, эмоций и переживаний. И этим секретом с нами делится балагур, покоритель женских сердец, гениальный поэт, чья популярность отсчитывает уже второе столетие – Александр Сергеевич Пушкин. Он и не скрывал своего секрета: «Смех, жалость, ужас суть три струны нашего воображения, потрясаемые драматическим волшебством».
«Смешить, пугать, да вызвать слезы – и всего-то?» – возможно, спросите вы. Да эти три вещи могут приковать к вашему рассказу надежнее железа!
Но! Смешить нужно так, чтобы было смешно. Пугать так, чтобы было страшно. А если жалобить, так до слез!
Искусный рассказчик подобен бабке-шептунье. Все мы знаем, что если недуг от терапевта ушел, и от хирурга ушел, и от аптекаря ушел, то от шептуньи уж точно ему не уйти! Мастер рассказа отшепчет то, с чем не справились ни психолог, ни психотерапевт.
Потому что искусство рассказывать – это искусство вызывать у слушателей и зрителей катарсис – душевное обновление, чувство счастья, прошедшее сквозь смех и слезы. Тактика рассказчика – это извержение энергии – веселой, грустной, страшной, но всегда плотной, с осязаемым напором.
С чего начать рассказ?
Умелый рассказчик подобен многорукой Богине Кали – захватывает внимание слушателей разом, словно одновременно каждому слушателю кладет руку на плечо.
Как это возможно? Секрет прост. Конечно же, я бы мог помучить читателя, загадывая шарады вроде этой: разгадка состоит из одиннадцати букв, причем первая – «л», а последняя – «о». Мог бы, но не буду! Оставим эту привилегию Леониду Аркадьевичу. Мог бы вытянуть теоретической тянучки из психологической литературы. Только зачем нам теория, правда? Практика! Вот царица полей! Разумеется, я также не стану искать на эту тему афоризмы и цитаты. Ни к чему это… Скажу просто: лучший друг рассказчика – это… это… это любопытство!
Распалить любопытство можно даже на пустом месте, да хоть на таком скучном, казалось бы, предмете, как прогноз погоды. Главное, не выдавать информацию целиком, а подкармливать ею капельками.
Искусный рассказчик никогда не скажет «завтра будет дождь». Мастер для начала хлопнет себя по бедру: «о! забыл сказать!» «насчет завтрашнего дня!» «вы уже в курсе?» «как нет? – смотрим один телевизор, слушаем одни новости!» «там еще дикторша была такая… м-м-м… ну ты понимаешь…» «и так повернется, и сяк повернется»…
Пока вы не произнесете слово «дождь», будьте уверены, вас будут слушать, затаив дыхание! До тех пор, пока выдаете меньше информации, чем слушатели хотят знать, вы – властелин их внимания.
Естественно, что самое интересное в рассказе нужно отложить… до завтра. Или, если любопытство аудитории накалилось до опасного критического уровня, то продержать насколько это возможно.
Рассказчик ничего не говорит просто так! Каждый его ответ порождает еще более зудящий слушателя вопрос.
Но захватить внимание – это еще полработы! Чтобы удержать слушателя, нужно количество любопытства преобразовать в качество. А это возможно путем неожиданного поворота разговора. Неожиданный ответ увлекает слушателя, гипнотизирует его.
Как увлечь?
Глубина вовлечения в рассказ возрастает, если слушатели начнут сопереживать вам или событиям, о которых вы ведете речь. Сопереживание естественно перерастает из любопытства. Сопереживание заставляет сердце слушателя биться с вашим в унисон: вы заплачете – он заплачет, вы засмеетесь – и он подхватит.
Поставьте рассказ так, чтобы в нем ощущалась искренняя драма. Прочь серые краски – только черные! Прочь размытость – только контраст! В драматизме ситуации нет слова «терпимо», но есть «я держался из последних сил», нет слова «улыбнуло», но есть «в этот миг я полюбил весь мир, сердце бухало от счастья».
Калина красная
Ваш рассказ никогда не станет Рассказом, если в нем не будет той самой горькой ягоды, которая дарит привкус сверхнапряженного внимания. Мастер рассказа подключает актерское умение, очень много информации идет невербальным потоком. Если это страх – бледнейте и дрожите, пока Станиславский не поверит. Если радость – ликуйте. Если горе – плачьте.
«Калина» рассказа никогда не глотается. Ее смакуют, пересказывают на разные тона, с нотами величайшего драматизма.
Самая лучшая благодарность для рассказчика – не в аплодисментах. Она читается в увлажненных глазах, она слышится в тишине после рассказа, она чувствуется в учащенном дыхании слушателя. Она течет негромкой мелодией и спустя часы после расставания.