Сегодня много говорят о синдроме третьей четверти. По сути, это тот же синдром хронической усталости, который настигает школьников в самой длинной и трудной четверти учебного года. Особенно во второй ее половине…
Сегодня много говорят о синдроме третьей четверти. По сути, это тот же синдром хронической усталости, который настигает школьников в самой длинной и трудной четверти учебного года. Особенно во второй ее половине. Первоклашек и второклашек спасают дополнительные каникулы. А вот школьникам постарше приходится бежать этот марафон без передышки. Помогите своим детям успешно финишировать!
Поделим сутки на этапы!
Что видит ученик в третьей четверти, подняв голову от тетрадки? Хмурое небо, голые ветви деревьев да серый снег на тротуарах. Светает поздно, смеркается рано, между утром и вечером – короткий сумрачный день. А у ребенка столько дел! Школа, домашняя подготовка, секции, кружки… Где же найти силы и время, чтобы все успеть?
Главный совет не нов, даже банален, но всегда актуален: соблюдайте режим дня. Да, мы, родители, не можем повлиять на объем школьных нагрузок. Но все остальное в наших руках. Распишите сутки ребенка так, чтобы в них нашлось место для учебы, занятий по интересам, активного отдыха, спокойного досуга и сна.
Режим дня приучит малыша рационально использовать время, а родителям поможет контролировать этот процесс. Если, к примеру, ученик «пересидел» за уроками, сократите период, предназначенный для выполнения другого пункта плана. Только не в ущерб сну и прогулкам. Пусть лучше компьютер сдаст свои позиции в борьбе за внимание ребенка. Следить за выполнением плана – обязанность взрослых, ведь младшим школьникам это еще не по силам.
Чем обедал, ученик?
Чтобы адекватно восполнять расход энергии, ученик должен есть пять-шесть раз в день, при этом обязательно завтракать. Иначе гастрит по-прежнему будет лидировать в списке болезней школьников. Да и учиться на голодный желудок – занятие не из приятных.
Каким должен быть рацион младшего школьника? Разнообразным и полезным. То есть содержать необходимый комплекс белков, жиров и углеводов с приправой из витаминов и микроэлементов. Пусть фрукты и овощи станут ежедневными гостями на тарелке ученика, а конфеты и булочки потеснятся в пользу каш и бобовых.
Конечно, прок от зимних овощей и фруктов весьма сомнителен, но это все же лучше, чем совсем ничего. Здесь могут выручить замороженные и сушеные дары лесов, садов и огородов. Как интересно найти в скучной каше вишенку или клубничку и запить ее морсом или настоем шиповника! Конечно, если нет аллергии на плоды. По поводу аптечных витаминных комплексов лучше посоветоваться с врачом. Он подскажет, как и в какой дозировке их принимать.
Правильной организации питания может помочь и сам ребенок. Если малыш налегает на рыбу, зеленый салат и горошек, увеличьте долю этих продуктов в его рационе. Значит, они требуются его организму в повышенных объемах.
На прогулку, третий класс!
Поели – и все в сад! В парк, сквер, во двор – в общем, на воздух. Кислород активизирует жизненные процессы, а подвижные игры в компании друзей снимают напряжение, смывают горечь обид, неудач и ссор.
Пусть ребенок использует весь зимний игровой арсенал: санки, коньки, лыжи, ледянки… Пусть катается с горки, лепит снеговика, строит крепости, бросается снежками… Тут, глядишь, и солнышко выглянет и одарит детвору так необходимой ей порцией ультрафиолета. Активный отдых на улице – не только мощный катализатор жизненных сил, но и надежный защитник от вирусных инфекций. А они, как известно, особо свирепствуют в период третьей четверти.
Книжка на ночь
Кончился длинный, трудный день. Пора спать. А спать младший школьник должен не менее девяти часов, в идеале – по потребности. В этом единодушны все эксперты. Если ребенок систематически недосыпает, результат будет плачевным. Переутомление, ухудшение памяти, снижение внимания, трудности в восприятии учебного материала непременно дадут о себе знать. А там не за горами капризы, раздражительность, истерики, а то и неврозы.
Хотите избежать этих напастей – кладите ребенка спать пораньше. И пусть он перед сном не мучает планшетник или смартфон, а почитает книгу. Еще лучше – почитайте ему сами. Не беда, если убаюканный звуками родного голоса малыш так и не узнает, чем закончилась история книжного героя. Ведь завтра наступит новый день, куда маленький ученик шагнет бодрым и отдохнувшим, готовым преодолеть все трудности третьей четверти.