Если вы думаете, что писать статьи очень просто, то вы абсолютно правы. Это вовсе не сложно. Сложно сделать так, чтобы ваши статьи читали. Но и этому можно научиться. Помните, как в старом фильме: «Можно и осла научить петь!» Продолжать цитату и спрашивать: «Можно-то можно, но зачем?» – не буду…
Если вы думаете, что писать статьи очень просто, то вы абсолютно правы. Это вовсе не сложно. Сложно сделать так, чтобы ваши статьи читали. Но и этому можно научиться. Помните, как в старом фильме: «Можно и осла научить петь!» Продолжать цитату и спрашивать: «Можно-то можно, но зачем?» – не буду. Раз вы это читаете, значит, это зачем-то вам нужно.
Все известные поэты, прозаики, публицисты, журналисты с чего-то начинали. И, поверьте, далеко не всегда это «что-то» сразу было столь же прекрасным и изумительным, как произведения тех же авторов, созданные после многолетних упражнений в писательском ремесле. А в том, что это именно ремесло, усомниться можно, но не нужно. Ждать озарения и надеяться на божий дар, несомненно, проще и приятнее, чем трудиться изо дня в день… Да и звучит лучше. Но если вы и правда хотите научиться писать, вам придется овладевать этим умением долго, кропотливо и терпеливо – как любой мастер овладевает своим инструментом. Вашим инструментом будет слово.
Просто писать
Прежде чем что-то написать (например, интересную статью), нужно научиться… писать. Прошу простить меня за банальность, но годы общения с начинающими авторами сделали меня скептиком, сомневающимся в том, что даже прописные истины всегда понятны и не требуют пояснений. Если бы вы только знали, сколько людей приходит в журналистику, не умея элементарного – писать, то есть складывать буквы в слова, слова в предложения, а предложения в тексты… А сколько из них думают, что умеют!
Главный аргумент тех, кто не умеет, но думает, что умеет: «А у меня в школе была «пятерка» по русскому языку!» Увы, отличные оценки по этому предмету ровно ничего не говорят об умении человека писать. Уроки русского языка закладывают основу – они дают правила, руководствуясь которыми, можно не допускать ошибок в словах и ставить запятые в нужных местах. Но на этих уроках очень редко можно услышать о том, что значит то или иное слово, с какими другими словами его можно сочетать, где, когда и как его лучше употреблять… А ведь из понимания всех этих – и многих других – «мелочей» складывается то, что называется чувством языка.
Иногда говорят о «врожденной грамотности» – это тоже часть чувства языка. Но чувство это не врожденное: оно отлично развивается. Правда, развивать его лучше всего с детства. Впрочем, начать не поздно никогда. Как это делать? Я знаю только один способ: чтение. Забывайте хотя бы иногда о том, что «чукча не читатель, чукча писатель», и читайте – классическую литературу, современных авторов (среди них есть очень талантливые), качественную публицистику… А еще советую хотя бы иногда листать словари и справочники по русскому языку – там можно найти много любопытного и удивительного.
Писать просто
Итак, просто писать вы научились. Самое время создать нетленное произведение. И лучше всего написать что-нибудь… простое.
Не замахивайтесь на сложные темы: далеко не сразу у вас получится писать о сложном просто – а по-другому, честно говоря, писать не надо. Статья должна быть понятна тем читателям, на которых рассчитана. Конечно, если вы ориентируетесь на профессиональное сообщество, можете позволить себе специфическую терминологию и замысловатые выражения, да и то… Читатель нынче пошел избалованный, разбираться в хитросплетениях мудреного текста не станет – отложит в сторону.
Выбрать тему – половина дела. Если вы, садясь за письменный или компьютерный стол, не представляете, о чем хотите написать, но написать все же хотите, изучите ресурс (интернет-площадку или печатное СМИ), где планируете опубликовать свое творение, и, главное, его читателей. Посмотрите, какие статьи набирают больше всего просмотров, «лайков» и комментариев, на какие темы пишет больше всего авторов. Но не повторяйтесь: взгляните на популярную тему под новым углом, найдите новые, не известные прежде сведения, предложите оригинальные решения для проблемы…
Насколько точно вы попадете в цель – иначе говоря, в интересы целевой аудитории, – влияет на то, откроет ли вообще эта самая аудитория вашу статью. А если откроет… Дальше все зависит от того, как хорошо вы сделаете вторую половину.
А что значит – «хорошо»? Этот эпитет делится на две составляющие. Во-первых, в статье должны быть факты – точные, верные, свежие (все три характеристики крайне важны), и логика. Во-вторых, статья должна быть написана приятным, «вкусным» языком – так, чтобы ее хотелось не только дочитать, но и перечитать. То самое вечное единство содержания и формы… Добейтесь его – и получите ответ на менее вечный, но не менее актуальный вопрос: «Как написать интересную статью?»
А я, если честно, ответа не знаю… Просто пишу. Все-таки божий дар, наверное.
________________________
От редакции.
3 марта во всем мире отмечают Всемирный день писателя.
Дорогие авторы «ШколыЖизни.ру»!
Мы поздравляем вас с этим праздником, желаем творческих успехов и нескончаемого вдохновения.