Вероятно, многим знаком метод толкования жизненного сценария человека по его любимой сказке. Однако вопросы о том, как толковать эту сказку и каков механизм создания жизненного сценария и попадания его в сказку, до сих пор остаются открытыми…
Вероятно, многим знаком метод толкования жизненного сценария человека по его любимой сказке. Однако вопросы о том, как толковать эту сказку и каков механизм создания жизненного сценария и попадания его в сказку, до сих пор остаются открытыми.
С точки зрения теории доминирования, судьбу человека задают два персонажа: тот член семьи, который играл роль Доминирующего (далее – «Доминирующий»), и тот, кто более, чем все остальные, был предан Доминирующему, восторгался им, прощал ему все обиды и т.д. Этого второго члена семьи – почитателя Доминирующего – мы называем Подчиненным.
С Доминирующим, какого бы пола он ни был, ребенок конкурирует, а мерой успешности этого соперничества является одобрение Подчиненного, опять же, какого бы пола он ни был. В этой последней детали проявляется отличие теории доминирования от концепций, построенных на теории Фрейда. Что касается толкования сказки, необходимо исследовать, на кого обращена агрессия героя, с которым ассоциирует себя человек, иначе говоря, обратить внимание на то, с кем он борется. Важно также, каким образом противник пытается одолеть героя сказки, и то, чье одобрение получает главный герой в ходе этой борьбы. В сказках, интерпретированных Эриком Берном, этих элементов анализа не содержится, однако если уточнить эти вещи у человека, чья сказка исследуется, можно не только получить гораздо больше информации о жизненном сценарии, но и разгадать причины его возникновения.
Вот пример человека, которому более всего запомнилась болгарская сказка «Хитрый Петр», представляющая собой болгарский вараинт «Ходжи Насреддина» (человек ассоциировал себя с главным героем). Сказку человек запомнил в следующем виде (не совсем так, как она была изложена в книге).
…Юношу по имени Петр царь заставлял с утра до вечера пасти скот. Тот зря времени не терял и выучил язык птиц. Далее он услышал, как птицы рассказывают друг другу, где царь закопал свои сокровища. Пастух нашел клад и раздал народу, а царь, узнав это, разъярился и послал своих стражников, чтобы схватили Петра, однако тот растолкал стражников и скрылся в толпе.
Люди не дали Петра в обиду и стражникам от них порядком досталось. Петру же пришлось бежать в другую страну. Там юноша устроился в услужение к одному лекарю, который принимал к себе на работу только немых, чтобы не рассказывали никому его врачебных секретов. Был этот лекарь человеком жестоким и жадным и брал с бедных людей огромные деньги, а те, кто не мог заплатить, так и умирали, не получая помощи.
Жалко стало Петру бедняков, и начал он им показывать способы, как лечиться. Узнал об этом лекарь и преисполнился злобы, поскольку понял, что слуга превзошел его в искусстве врачевания. Он обвинил Петра в чем-то перед царем этой страны, и чтобы выяснить, кто прав, кто виноват, царь назначил суд божий. Лекарь должен быть приготовить яд для Петра, а тот – для лекаря. Кто умрет, тот и виноват. Лекарь дал Петру самый сильный яд, который смог достать, но у того было разработано противоядие, превращающее любой яд в чистую воду. Увидел лекарь такое дело и умер от страха, хотя Петр, в свою очередь, отравить его и не собирался.
Царь предложил Петру остаться работать при дворе и жениться на знатной даме. Однако тот прикинулся дурачком и сказал: «Зачем мне знатная дама? Она ни готовить, ни стирать, ни белья чинить не умеет», – и уехал от царя подальше…
Жизненный сценарий, описываемый этой сказкой, очевиден: это альтруистическое служение обществу, ключевое место в котором занимает распространение информации, скрываемой власть имущими из корыстных побуждений. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что человек, остановивший внимание на этой сказке, публицист, причем с ярко выраженными научными интересами, коль скоро в сказке присутствует такой элемент, как усвоение и усовершенствование врачебных методов. А уж за такую вещь, как самостоятельная расшифровка языка птиц, и в наше время можно получить ученую степень. Несложно предположить и то, что деятельность человека, внимание которого остановилось на этой сказке, не раз вызывала недовольство власть имущих, однако он был к этому готов и оставлял своих преследователей в дураках.
А теперь посмотрим, сколько дополнительной информации может дать наш метод, основанный на теории доминирования. Рассмотрим, прежде всего, против кого обращена агрессия главного героя, с кем он входит в конфликт. По сюжету сказки «Хитрый Петр» видно, что Доминирующим в семье ребенка, избравшего эту сказку в качестве любимой, являлся человек, создававший вокруг себя атмосферу таинственности и желавший показать себя обладателем неких знаний, недоступных большинству (в реальности Доминирующее лицо было рядовым научным работником). Недаром главный герой в двух фрагментах этой сказки одерживает верх сначала над царем, а затем над лекарем, путем добывания тщательно скрываемых сведений.
Продолжение следует…