Как писать сочинение современному выпускнику?

Сочинение, которое в начале декабря по системе «зачет»/«не зачет» напишут одиннадцатиклассники, невольно вызвало у меня давние воспоминания. В мои школьные годы писать сочинения было делом обычным. Однако, рассуждая о литературных героях, я всегда испытывала цейтнот: драгоценные минуты съедало делание уроков по трудно дающимся точным наукам…

Сочинение, которое в начале декабря по системе «зачет»/«не зачет» напишут одиннадцатиклассники, невольно вызвало у меня давние воспоминания. В мои школьные годы писать сочинения было делом обычным. Однако, рассуждая о литературных героях, я всегда испытывала цейтнот: драгоценные минуты съедало делание уроков по трудно дающимся точным наукам. В итоге на выпускном сочинении я истратила кучу нервов, сдала свою работу последней, а от учительницы русского языка и литературы услышала, что «серенькой четверкой» своей лучшей ученицы она разочарована.

Став журналистом, я научилась рассчитывать время на подготовку материалов, профессионально раскрывать любую тему. И вот, решив проверить, по силам ли мне написать выпускное сочинение сейчас, начинаю готовиться.

Поначалу направления, по которым Министерство образования и науки определит темы для будущих сочинений, вызвали у меня неуверенность… «Вопросы, заданные человечеству войной»; «Человек и природа в отечественной и мировой литературе»; «Спор поколений: вместе и врозь»; «Чем люди живы»… Предписано, что когда из подобной абстрактности, виртуальности и неопределенности родятся конкретные темы, нужно, обратившись к конкретному литературному произведению, рассуждать о характерах его героев, делать собственные выводы.

Однако если к первым двум направлениям «человек и война», «человек и природа» еще можно книги нужных писателей «привязать», то определить, что ж почитать для освящения «спора поколений» и «чем люди живы», сложно. Тематическое направление «Недаром помнит вся Россия…» (к 200-летию М.Ю. Лермонтова) представляется мне более доступным. Готовясь «по Лермонтову», предполагаю, что тема о творчестве Михаила Юрьевича может быть подобная этим: «Особенности поэзии Лермонтова», «Какие черты Печорина свойственны героям нашего времени?», «Какое произведение М.Ю. Лермонтова оставило у вас в душе неизгладимый след?»

Итак, за работу…

«Маскарад» – драма Лермонтова, потрясшая меня трагедийным сюжетом, яркими образами, стремительным развитием действия.

В названии пьесы скрыто несколько значений. Маскарад – это и костюмированный бал, и стиль жизни у светского общества. Ведь только сохраняя инкогнито, светские львы и львицы могут оставаться собой. Притворство, вошедшее у светского общества в плоть и кровь, не дает Евгению Арбенину, объяснившись с женой, выяснить, виновна ли та в измене. Он рассуждает, что если сам когда-то встречался с чужими женами, то и его Нина может иметь любовника.

И еще трагический парадокс жизненного маскарада. Баронесса Штраль на маскараде настоящем объясняется князю Звездичу в любви. Маска располагает ее к откровенности. Женщина заявляет, что инкогнито свое не раскроет, так как «достойный» избранник опорочит ее имя в свете. В «маскарадное» действо оказывается вовлеченной и ни в чем неповинная Нина Арбенина. Она не может разобраться, от чего ее любимый муж стал грубым и чужим, что означают пошлые намеки Звездича.

В Лермонтовской драме «маскарадная» ложь, нарастая как снежный ком, становится необратимой. Баронессе не удается объяснить Евгению Арбенину, что это она подарила Звездичу утерянный Ниной браслет; попавшее к Арбенину письмо Звездича служит для князя еще одним доказательством измены жены. В итоге, преграда к потере рассудка и убийству жены для Евгения Арбенина разрушается окончательно.

В драме «Маскарад» вообще преобладают отрицательные герои. Ничтожество и глупец Звездич, веселящийся на балах и разбивающий женские сердца, плетет против Арбениных интригу, забывая, что князь спас его от разорения. Казарин – картежник и шулер. Шприх – подхалим, интриган и сплетник. Загадочный Неизвестный, с одной стороны, личность реальная. Когда-то Арбенин своим карточным выигрышем довел его до разорения, и с тех пор Неизвестный одержим жаждой мести. С другой стороны, Неизвестный у Лермонтова – мистическое воплощение злого рока, который преследует человека в течение жизни.

Баронесса Штраль, озабоченная своей репутацией в свете, губит Нину. Этот женский образ полон противоречий. Эгоистка Штраль ненавидит общество, в котором живет, пытается оправдать Нину, а когда ее планы терпят крах, сбегает в деревню. Евгений Арбенин, главный герой в драме «Маскарад» – фигура трагическая. Разбогатевший на карточных выигрышах, он женится по любви, бросает азартные игры. Но мышление картежника у Арбенина осталось. Ничтожный предлог – потерянный женой браслет, заставляет князя подозревать свою благоверную в «шулерстве» – измене. В итоге Арбенин играет против себя: травит любимую жену и сходит с ума.

На мой взгляд, маскарад в драме Лермонтова – не развлечение, а трагедия, где единственная «женщина без маски» гибнет…

Определив объем своего сочинения, вижу, что написала чуть больше предложенного Министерством образования и науки лимита. Считаю дальше. День ушел на то, чтобы «Маскарад» перечитать, обдумать, каким должно быть сочинение. Два часа ушло на работу за компьютером. Час на правку стиля…

Не знаю, понравилось ли бы это сочинение моей старой учительнице по литературе и пришлось ли бы оно по душе учителям современным. Однако самой себе «зачтено» я поставлю.

Опубликовано в Без рубрики

Автор: asvfedf

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторское право © 2024 Вики СЛив | Дизайн ThemesDNA.com
top