Сегодня в России насчитывается более 10 миллионов человек с нарушениями слуха. А ведь принято считать, что через слух человек получает до 20% информации! Конечно, в сравнении с нарушениями зрения слуховые нарушения кажутся не столь значительными, но вспомним, что люди – существа общественные, а общаются они в основном посредством слуха и голоса…
Сегодня в России насчитывается более 10 миллионов человек с нарушениями слуха. А ведь принято считать, что через слух человек получает до 20% информации! Конечно, в сравнении с нарушениями зрения слуховые нарушения кажутся не столь значительными, но вспомним, что люди – существа общественные, а общаются они в основном посредством слуха и голоса.
В наше время проблема депривации общения стала особенно актуальна, ввиду повсеместного распространения компьютеров и сети Интернет. Можно легко понять, как чрезмерное общение в виртуальности при недостатке живого общения негативно сказывается на социальной адекватности личности.
Выражая свои мысли и эмоции лишь в виде текста, человек не получает эмоциональной разгрузки и так называемого «обмена энергией», и даже используя возможности веб-камеры, скоро начинает ощущать, как не хватает «живого» присутствия собеседника, невербальной информации от него. Поэтому если для здоровых людей нет ничего проще, чем найти в своем окружении собеседника, то человеку с нарушением слуха это бывает сделать очень проблематично.
Как он устроен
Непривычность звучания такого понятия, как кохлеарная имплантация, объясняется принятой в медицинском мире традицией использовать латынь. Кохлеа в переводе с латыни – это слуховая (ушная) улитка. Это основной орган слуха, который переводит звуковой резонанс в нервные импульсы, понятные мозгу.
Чаще всего тугоухость или глухота вызваны повреждением особых волосковых клеток в слуховой улитке. Если повреждения не очень значительны, то обычно хватает традиционного слухового аппарата, который является устройством для усиления звука.
Однако если действующих волосковых клеток очень мало или их нет вообще, то нечем становится воспринимать даже усиленный звук. В этом случае и возможно применение кохлеарного имплантата.
В техническом смысле имплантат идет дальше слухового аппарата. Его суть заключается в том, что основной его составляющей является электродный массив – это цепочка тончайших электродов, которые посредством хирургической операции имплантируются в просвет канала слуховой улитки и являются заменой собственных волосковых клеток.
Таким образом, кохлеарный имплантат устраняет проблему поврежденных волосковых клеток улитки, передавая информацию о звуках через электроды непосредственно к слуховому нерву.
Чтобы эта система работала, в ней действуют следующие части:
Микрофон – он получает звук, и передает его на процессор.
Процессор кодирует сигнал микрофона в электрические импульсы, и отсылает на имплантат.
Имплантат передает импульсы на электроды, которые доставляют их в слуховой нерв.
Слуховой нерв собирает импульсы, а головной мозг распознает их как звуки.
Результатом становится самостоятельное восприятие информации в мире звуков – и это главное.
Особенности применения кохлеарного имплантата
Перечислим некоторые из них.
Имплантация традиционно производится на одно ухо. Однако сегодня специалисты признают, что двусторонняя имплантация дает значительно больший результат в части качества звука и возможности локализовать звук в пространстве, а также лучшей слышимости в шумной среде, что позволяет приблизиться к естественному звуковосприятию.
Допустимо применение технологии у детей. Возможно, имплантация у детей встречается даже чаще, чем у взрослых, во всяком случае, в сети чаще пишут о применении этой технологии именно у детей, нежели взрослых
Наилучшим образом имплантаты подходят:
Взрослым и детям, которые совсем недавно потеряли слух.
Слабослышащим, у которых ранее была незначительная потеря слуха (1-2-я степень тугоухости, этой категории слабослышащих мир звуков знаком во всем разнообразии).
Маленьким детям в период становления речи (от 1 до 3 лет).
Потребность в длительной реабилитации для полноценного использования системы. Процесс реабилитации дольше всего проходит у детей, в среднем от 3 до 5 лет, а иногда и больше. Поставив себе имплантат, человек должен представлять, что самый долгий и трудный период – это реабилитация, ведь цепочка электродов отличается от естественных волосковых клеток, и нужно учиться распознавать звуки почти с нуля. Этот процесс ведется специалистами – аудиологами, сурдопедагогами, отохирургами и психологами.
Необходимость хирургического вмешательства для внедрения имплантата. Хирургия – сложная и ответственнейшая область медицины, и, несмотря на высокий уровень квалификации специалистов, при хирургических операциях, проходящих на голове, изредка случаются такие осложнения, как повреждение лицевого нерва на стороне операции, шум в ушах, нарушения вкуса или вестибулярные нарушения, головные боли.
Технология неэффективна, если глухота наступила у человека вследствие поражения слухового нерва или слуховых центров коры головного мозга. Но развитие медицинских технологий не оставляет таких людей без надежды – ведется разработка пока еще экспериментального метода стволомозговой имплантации, которая может помочь и им.
Сегодня, ввиду высокой стоимости (1200-1300 тыс. рублей) каждого кохлеарного имплантата, подавляющее большинство операций в РФ проводится за счет государства, в рамках программы высокотехнологичной медицинской помощи.
Технология кохлеарной имплантации является значительным успехом медицины в области реабилитации категории слабослышащих людей. Развитие помощи, социальной ли, медицинской, или технической, вдыхает надежду на раскрытие возможностей каждого человека в обществе.