Нас всегда оценивают. Например, в школе двойками пугают, пятёрками радуют. Взрослых оценивают деньгами, статусом, мнением, иногда это тоже радует, иногда – нет.
Оценкам верят. Особенно, если они исходят от значимых и уважаемых людей…
Нас всегда оценивают. Например, в школе двойками пугают, пятёрками радуют. Взрослых оценивают деньгами, статусом, мнением, иногда это тоже радует, иногда – нет.
Оценкам верят. Особенно, если они исходят от значимых и уважаемых людей.
Часто убедительно звучит хор оценок, когда много разных людей говорят одно и то же – ну как тут не поверить.
Оценки устанавливают рамки. Если сказано, что ребёнок будет танцевать, как слон в посудной лавке, значит, танцором ему не быть.
Например, хор учителей легко может создать рамку непонимания математики любому школьнику, на котором поставят крестик: «в математике не силён и безнадёжен».
Тут можете подставить любой предмет – физику, химию, литературу. Дети творчески начинают использовать рамки, установленные оценками, так и говорят родителям: с физикой не приставайте, я в ней не разбираюсь и не люблю, значит, и учить не буду.
Учителю надо верить, сказал, что ученик безнадёжен – так тому и быть. А дальше, на основании оценок, которые стали ограничивающими рамками, человек делает выбор: что он может, чем будет заниматься, что у него точно не получится.
Есть люди, действующие вопреки всем мнениям, любым авторитетам, всяким ограничениям.
Фёдора Шаляпина не взяли певчим в хор, сказали, что не певец. Владимира Набокова, когда тот был студентом, публично критиковал преподаватель В. Гиппиус, не найдя у него писательского призвания. Одно издательство уволило молодого Уолта Диснея за «выдающуюся неспособность к рисованию и отсутствие воображения».
У Альберта Эйнштейна в школе были проблемы с физикой, вердикт учителя был: «из такой бездари ничего путного не выйдет». Л. Бетховену преподаватель в училище вынес вердикт – безнадёжен.
И таких примеров множество. И великих людей кто-то считал безнадёжными. Но они потому и стали великими, что поступали вопреки установленным им рамкам, не слушая авторитетные мнения и оценки.
С другой стороны, к оценкам и мнениям прислушиваться стоит. Иногда это помогает принять взвешенное решение, особенно, когда собственного опыта нет, рассмотреть вопрос с разных сторон, просто получить информацию.
Но окончательное решение всегда должно оставаться за самим человеком.
Какой оценке можно доверять? Ответ краток: никакой.
Вас похвалили? Замечательно, хорошему хочется верить.
Вас критиковали? Может быть, грубо и необосновано, плохо. Этому просто невозможно верить!
Если следовать эмоциональной реакции «верю – не верю», то можно не услышать что-то рациональное и полезное в критике и безосновательно возгордиться собой, услышав льстивую похвалу. Оценки не должны проверяться верой. А чем?
Вариантов может быть несколько:
1. Своим личным опытом, убеждениями. Это не гарантия истинности проверки суждений других людей, но как вариант. Себе доверять полезно. А если своего опыта в каком-либо вопросе мало?
2. То можно найти группу людей, которые компетентны в определённой области знаний. Знакомой девушке мама регулярно сообщала с заботой: «Ты плохо выглядишь, у тебя низкий гемоглобин».
Зачем с мамой спорить? Да и проверяться иногда полезно. Пошла сдала кровь, всё нормально, после очередного маминого сожаления можно справку показать – здорова.
Исходя из здравого смысла, так поступают многие люди. Не знаешь, как поступить – сходи к психологу, адвокату, врачу, другому опытному и квалифицированному человеку. Соберите разные мнения компетентных людей, после этого примите своё решение.
3. Если вы для себя определили, в чём главное дело вашей жизни, которое даёт энергию и смысл, то это может быть хорошим критерием выработки своего отношения к мнению других людей.
Вы знаете, к чему стремитесь, твёрдо уверены в достижении своей цели, и какое вам дело до всяких «не сможешь», «не получится», «это не твоё». Конечно, важна адекватность. Если цель – разбежаться и уверенно прыгнуть в пропасть, то лучше прислушаться к голосу разума со стороны.
4. Обращение к интуиции, чувствам. Говорят, это хорошо работает у женщин. Не уверен, что это правда, но, тем не менее, тоже вариант отношения к какому-либо мнению.
Где-то изнутри идёт ответ: это правда или неправда, надо, не надо. Ну и замечательно, если у кого-то интуиция хорошо работает.
В идеале, оценка не должна радовать, огорчать, печалить, вдохновлять. Это ослика морковка радует, пинок расстраивает. Человек сам может выбрать реакцию на любое мнение.