Психически больные люди были всегда, и общество относилось к ним по-разному в зависимости от эпохи, государственного устройства и проводимой политики.
С древних времен люди фиксировали психические заболевания…
Психически больные люди были всегда, и общество относилось к ним по-разному в зависимости от эпохи, государственного устройства и проводимой политики.
С древних времен люди фиксировали психические заболевания. Например, Гиппократ описывал «Геркулесову болезнь» (эпилепсию), меланхолию и другие расстройства. В средневековье отношение к душевнобольным в корне изменилось – их считали одержимыми дьяволом, и, чтобы не разбираться в этом вопросе, просто сжигали на кострах. Радикально, но как-то примитивно…
Революционное изменение отношения к психически больным связано с именем французского психиатра Филиппа Пинеля. Его называют «освободителем умалишенных». Он смог добиться того, что с больных, которых до этого содержали как диких животных, сняли цепи и признали их полноценными членами общества.
Психические заболевания можно условно разделить на две большие группы: психопатические расстройства, которые изначально были объектом изучения психиатрии – сюда относят то, что обычно понимается под душевными болезнями (психозы, мании и т.д.), и пограничные эмоциональные расстройства, депрессии, тревоги и неврозы, которые могут возникать и у «нормальных» людей. Последние сейчас также становятся объектом исследования психиатрии.
В ходе длительного наблюдения выяснилось, что количество психических расстройств первой группы практически не меняется с течением времени. Не повлияли ни сжигания на кострах во времена средневековья, ни прицельные уничтожения душевнобольных по указу Гитлера. По разным сведениям, от 1,5 до 2,5 % населения, так или иначе, проявляет симптомы серьезных психических нарушений. С начала 20 века сильно увеличивается процент психических расстройств, связанных с пограничными нарушениями – этой напасти оказываются подверженными до 20% людей, то есть каждый пятый в определенный период жизни может стать жертвой неврозов, депрессий, пищевых расстройств, зависимостей и т.д.
Оказывается, многочисленные анекдоты про Наполеона в психиатрических клиниках – не более, чем вымысел. Вы можете спросить у любого практикующего психиатра, и он не вспомнит ни одного случая, когда человек возомнил бы себя именно Наполеоном. Хотя такие пациенты действительно были, но в далеком 19 веке. Видимо, не давала им покоя слава великого императора. Его жизнь, деяния и победы были близки, оказывали сильное влияние на общество того времени. Сейчас же тенденции будоражат общество и сводят «с ума». В современных психиатрических больницах треть – это пациенты с белой горячкой, половина – с тяжелыми хроническими психозами (шизофрения, мания и т.п.), от 5 до 10 % – неудавшиеся самоубийцы, и оставшаяся доля больных приходится на невротиков.
Кто же сейчас вместо «Наполеонов»?
Оказывается, из числа тех, кто примеряет на себя чужие роли, в последнее время в психиатрических клиниках больше всего мессий, пророков и тех, кто поверил в свою избранность для помощи «бедному человечеству». Эти душевнобольные искренне верят в свое всемогущество и способности к целительству, пророчествам и т.д. Видимо, время такое – наша обыденная нестабильность плодит огромное количество экстрасенсов, магов и колдунов. По статистике, на самом деле из них только 1-2 % – это истинные целители, у которых действительно есть способности, выходящие за рамки обычного понимания и используемые во благо. Остальные же 70% – те, кого можно назвать шарлатанами, которые просто зарабатывают в этой сфере деньги, и чуть меньше 30% – психически больные люди. Многие из числа последних и пополняют контингент «психушек».
Но можно «сойти с ума» и от денег. Для современного человека деньги несут в себе почти мистическую составляющую. Они способны проникать в самые глубокие и иррациональные пласты личности и пробуждать такие качества, как жадность, ревность, зависть и страх. Многие верят в то, что только деньги могут изменить их жизнь.
Не случайно в последнее время появились особые «денежные» неврозы, один из них называется «shopping dependence» (англ. shop – магазин) – «магазинная зависимость». Признаками этого невроза является учащенный пульс при одной мысли о магазинах или распродажах, обильное потоотделение, мелкая нервная дрожь, патологическая зависимость от процесса бездумных покупок вещей и предметов, которые впоследствии оказываются ненужными. Процесс покупок для таких людей является единственным допингом, отсутствие которого приводит в депрессию. Такие нарушения также нуждаются в серьезном лечении, поскольку могут переходить в тяжелый невроз.
Итак, процент психических заболеваний в человечестве только растет, психиатрические клиники переполнены. Кто-то считает, что через душевнобольных проявляются психические силы, которые есть в каждом человеке, просто не все с ними справляются. Кто-то верит в то, что существование таких больных является наказанием бога за наши ошибки. Как бы ни было на самом деле, по крайней мере, минимальная осведомленность о психических нарушениях является необходимостью в наше время.